В сердце крымских
гор, в глубоком лесном ущелье между великанами Бабуганом и Синабдагом укрылся
от мира маленький монастырь. Между другими иноческими обителями Горного Крыма
Косьмо-Дамиановская киновия особенно замечательна — не только поразительной
уединённостью и первозданной дикостью места, но более всего своим чудесным
источником. Монастырёк лепится по горной крутизне вокруг источника святых
Косьмы и Дамиана; его всегда холодная и прозрачная, как хрусталь, вода
прославилась целительной силой с давних времен — со времён первых христиан.
Из жизнеописания святых
бессребреников Косьмы и Дамиана, во имя которых устроен этот небольшой
монастырь, видно, что эти два брата-врачи, сделавшись христианами и посвятив
себя на безвозмездное врачевание и помощь страждущему человечеству, жили в
Риме, там умерщвлены своим завистником-учителем и погребены «при потоке вод».
Но у жителей Крыма, с самых давних времен, существует предание, что Косьма и
Дамиан, изгнанные из Рима, умерщвлены в Крыму и погребены именно у того самого
источника, при котором существует теперь основанный во имя их монастырь. И
потому легенда о жизни этих святых рассказывается здесь иначе, а именно таким
образом:
Два брата, Косьма и Дамиан, будучи
искусными врачами и сделавшись из язычников христианами, сосланы были за свою
новую веру в Крым, при римском императоре Диоклетиане. Здесь они были убиты в
горах одним из врагов своих, который завидовал их добродетели и тому искусству,
с каким они умели врачевать всех больных наложением рук. Убийца похоронил их
при источнике вод, в горах. Прошло много времени после их смерти, когда
случилось, что какой-то из городских жителей страны возненавидел свою жену,
увел её в горы, выколол ей там глаза и пустил её бродить среди неизвестных ей
мест, далеко от всякого жилья. Несчастная уже умирала от голода, как к ней
явились два неизвестных ей человека; сказали, что они два брата-врачи, Косьма и
Дамиан; подвели её к источнику и велели ей умыться в его водах. Когда она это
исполнила, то ей внезапно возвратилось зрение. Вернувшись после того в свою
деревню, она рассказала там о случившемся. Потом другой какой-то житель страны,
желая испытать целебность воды в источнике, бросил в неё мёртвого барана. Баран
сейчас же ожил. С тех пор все жители окрестных деревень уверовали в целебность
воды, и вера эта от христиан перешла позднее и к татарам, которые и назвали
источник Косьмы и Дамиана — Савлах-Су, что значит «живая», «исцеляющая» вода.
* *
*
Великая тишина царит в этих горах и
в этой заоблачной обители. Раз в год, 1-го июля, в день памяти Косьмы и
Дамиана, совершается в монастырь великое паломничество: со всех уголков Крыма
стекается сюда множество людей искать исцеления в Святом ключе от всех
возможных недугов. Сюда идут и старые, и малые, пробираются и больные, и
здоровые — без различия национальностей и религий: христиане и мусульмане,
русские и греки, украинцы и татары, караимы и евреи… Все идут к источнику Косьмы
и Дамиана — с верою и надеждою получить исцеление от своих недугов. Не иссякает
чудодейственная сила целебного источника, и живо в народе предание о чудесах
святых братьев-целителей. И потому и сегодня возносится здесь молитва об
исцелении от болезней душевных и телесных:
— Святые бессребреники и чудотворцы
Косьма и Дамиан, посетите и исцелите немощи наши!